Докование

Слипование судна, совокупность операций и мероприятий, обеспечивающих подъем судна из воды для освидетельствования или ремонта подводной части. Целью Д. может быть также транспортировка судна по мелководью. Д. обычно осуществляется с по-мощью береговых или плавающих судоподъемных сооружений (СПС) - сухих и плавучих доков, наклонных (эллингов, слипов) и вертикальных судоподъемников и пр. Соответственно различают докование (в доках) и слипование (на судоподъемниках). Д. включает: подготовку судна и СПС; подвод судна к СПС буксирами, ввод и центровку его над стапельным местом с помощью швартовых или специальных устройств; установку судна на стапельное место; мероприятия, обеспечивающие нормальную стоянку в СПС; всплытие и вывод судна из СПС. Применяются различные способы постановки судна в док. Возможно частичное Д. - частичный подъем судна из воды для доступа к объекту освидетельствования или ремонта в подводной части. Обычно осуществляется в плавающих доках или на судоподъемниках относительно малой грузоподъемности, а также с помощью кессонов - осушаемых ящиков различной формы, опорный контур которых соответствует обводам корпуса судна. В зависимости от расположения на корпусе различают несколько типов кессонов. Кессонирование состоит в предварительном поджатии кессона к корпусу и удалении воды из пространства между судном и кессоном (кессонного пространства). Д. производится судоремонтными предприятиями или ремонтно-эксплуатационными базами флота. Правила проведения Д. строго регламентированы инструкциями. Д. сопряжено с большими затратами. Для снижения стоимости Д. и увеличения фондоотдачи дорогостоящих СПС механизируют и автоматизируют основные операции, практикуют групповые постановки судов в док, производят Д. по одной воде (без осушения стапельного места) и пр.