Дизель-газотурбинная установка

Комбинированная энергетическая установка, в которой в качестве главных двигателей используются двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины. В настоящее время все Д.-г. у. комплектуются из маршевых двигателей (ДВС) и форсажных (ГТД). В Д.-г. у. может обеспечиваться как совместное и раздельное использование ДВС и ГТД (тип CODAG), так и только раздельная работа (тип CODOG). Термины CODAG и CODOG взяты из английской классификации и означают: в первом случае "дизель и газовая турбина", во втором - "дизель или газовая турбина". Преимуществом Д.-г. у. типа CODAG является возможность суммирования мощностей всех главных двигателей, преимуществом CODOG - обеспечение форсажными двигателями полной скорости хода независимо от состояния маршевых. Оба типа Д.-г. у. могут быть с маршевыми и форсажными двигателями, работающими как на один общий гребной винт, так и каждый на свой, а также с электропередачей. Развитие Д.-г. у. началось в 1947 г. Сложность создания Д.-г. у. обусловливается различными принципами управления совместно работающими главными двигателями: ДВС - поддержанием в любых условиях заданной управляющим воздействием частоты вращения за счет изменения подачи топлива, ГТД - поддержанием постоянного расхода топлива за счет изменения частоты вращения. Несмотря на это, Д.-г. у. в настоящее время - наиболее распространенная разновидность комбинированных энергетических установок. Перспективы использования Д.-г. у. определяются длительностью сохранения специфических преимуществ ДВС (экономичность) и ГТД (большая мощность при малой массе), а также необходимостью обеспечения кратковременных форсажных и длительных экономичных режимов плавания судов.