Дизельная энергетическая установка

Разновидность судовой энергетической установки, в которой в качестве главного двигателя используется двигатель внутреннего сгорания. Д.Э.У. мощностью 265 кВт была впервые создана в России в 1903 г. для речного судна "Вандал". Отсутствие в то время реверсивных двигателей обусловило применение на нем электрической передачи. Первые реверсивные муфты (буксир "Мысль") и реверсивные двигатели (подводная лодка "Минога") в составе Д.Э.У. также были использованы в России (1907 - 1908). Большая заслуга в создании первых Д.Э.У. принадлежит русскому кораблестроителю /С. П. Боклевскому. В настоящее время 90 % мощности судовых энергетических установок судов морского флота обеспечивается Д.Э.У. Основная особенность Д.Э.У. заключается в том, что процесс преобразования химической энергии топлива в механическую энергию осуществляется в замкнутых объемах цилиндров главного двигателя. Д.Э.У. классифицируются главным образом по типу двигателя внутреннего сгорания (Д.Э.У. с мало-, средне- и высокооборотными двигателями внутреннего сгорания) и типу главной передачи. В Д.Э.У. с прямой передачей на судах транспортного флота среднего и большого водоизмещения применяются двухтактные малооборотные крейцкопфные реверсивные дизели. Мощность таких установок достигает 40 тыс. кВт. Частота вращения малооборотных дизелей составляет от 90 до 350 об/мин и совпадает с частотой вращения гребного винта, что обеспечивает высокое значение пропульсивного коэффициента. Малооборотные дизели приспособлены к работе на сернистых топливах тяжелых сортов, что в сочетании с утилизацией теплоты обеспечивает высокие экономические показатели установки. Д.Э.У. с механической или гидравлической передачами выполняются на базе как среднеоборотных, так и высокооборотных дизелей преимущественно четырехтактного нереверсивного типа. Д.Э.У. на базе среднеоборотных дизелей применяются на судах малого и среднего водоизмещения. Использование многомашинных агрегатов обеспечивает применение таких установок и на судах большого водоизмещения. Мощность Д.Э. У. со среднеоборотными дизелями может достигать 25 тыс. кВт при использовании топлива тяжелых сортов и утилизации тепла отходящих газов. Д.Э.У. с механической и гидравлической передачами для судов малого водоизмещения (катера и т. п.) выполняются на базе четырехтактных высокооборотных дизелей, имеющих подходящие массогабаритные показатели. Д.Э.У. с электрической передачей в сочетании с дизелями повышенной оборотности применяются на судах, к которым предъявляются высокие требования по маневренности и тяговым характеристикам (ледоколы, буксиры, спасательные, паромы и т. п.). Мощность таких установок достигает 10 тыс. кВт.