Батискаф

Cамоходный автономный обитаемый подводный аппарат, рассчитанный на большие глубины погружения, вплоть до предельных глубин океана. Конструктивной особенностью Батискафа является наличие "поплавка" с легковесным заполнителем, служащего для создания требуемой плавучести. Необходимость "поплавка" вызвана большой относительной массой прочности корпуса (отношением массы корпуса к его водоизмещающему объему), которая при современных прочностных характеристиках конструкционных материалов близка к плотности воды или превышает ее; поэтому плавучесть прочного корпуса либо недостаточна, либо отрицательна. Из-за больших объемов "поплавка" водоизмещение Батискафа достигает 200 - 300 т, хотя объем прочного корпуса составляет 5 - 8 куб. м. К точке погружения Батискаф буксируется судном обеспечения подводно-технических работ. Погружение и всплытие Батискафа, а также регулирование скорости погружения осуществляются изменением плавучести Батискафа: выпуском части жидкого легковесного заполнителя из маневровой цистерны или порционным сбрасыванием расходного твердрго балласта (стальная дробь) из специальных бункеров, снабженных электромагнитными клапанами. Идея создания Б. и его практическая реализация принадлежат О. Пикару (Батискаф "FNRS-2", 1948). Впоследствии были созданы и неоднократно модернизировались Батискафы "FNRS-З" (1953), "Триест" (1953), "Архимед" (1961). При погружении в Марианской впадине 23 января 1960 г. на Батискафе "Триест" была достигнута рекордная глубина 10919 м.