Ахтерштевень

Кормовая водонепроницаемая оконечность корпуса судна, которая представляет собой продолжение киля в корме и на которой заканчиваются нижние поясья листов наружной обшивки. Ахтерштевень служит опорой для руля, а на одновинтовых судах и для гребного вала. Он является связью, обеспечивающей прочность судна, и подвержен сильным нагрузкам от возникающих на руле усилий и от вибрации при вращении судового гребного винта. Форма ахтерштевня зависит от типа судна (количество винтов) и руля.

Ахтерштевень двухвинтовых судов служит для размещения руля. Он изготовлен, как правило, из полосовой стали или из стального литья, реже из листов. При выполнении ахтерштевня из полосовой стали к его вертикальной части - рудерпосту - обычно приваривают петли, на которые навешивается руль. Стальной литой ахтерштевень имеет V- образное поперечное сечение. Перед переходом киля в штевень последний приподнят, чтобы при доковании или при соприкосновении с дном он не подвергался разрушающим нагрузкам. Литой штевень соединен с плоским килем посредством подошвы штевня, которая, особенно у узких судов, проводится далеко в нос, прежде чем переходит в плоский киль. Если ахтерштевень двухвинтового судна сварен из листов, то размеры его поперечного сечения (длина и ширина) подгоняются к линиям тока воды и к обводам кормовой оконечности судна. В соответствии со стрингерами кормовой оконечности ахтерштевень подкреплен горизонтальными брештуками, а в диаметральной плоскости - вертикальными листами.

Ахтерштевень одно- и трехвинтовых судов служит несущим элементом как для руля, так и для вала гребного винта (средний гребной вал у трехвинтовых судов). Так как руль всегда расположен позади винта, штевень разделен на старн-пост, через который проходит гребной вал, и рудерпост, на который навешен руль. Старн-пост переходит вверху в рудерпост, нижнее соединение обоих штевней образует подошву штевня. Внутренняя область образованной таким образом рамы называется окном; в нем вращается гребной винт судна. Вал гребного винта расположен в дейдвудной трубе, которая заканчивается в орехооб-разном расширении старн-поста - яблоке ахтерштевня. Продолжение подошвы в корму служит также нижней опорой руля у ахтерштевня без рудерпоста. Подошва штевня позади старн-поста немного приподнята, что предотвращает действие разрушающих нагрузок на подошву штевня и, следовательно, на руль при дифференте на корму в условиях докования или посадки на мель.

Кованый ахтерштевень, который встречается только на небольших судах, имеет прямоугольные поперечные сечения. Подошва у него шире, чем другие части, потому что она нагружена не только собственным весом руля, но и в значительной мере боковым давлением на руль.

Верхний конец рудерпоста имеет фланец и соединен с поперечным набором судна и транцем листом. Второй прилив, который доводится до ближайшей палубы или стрингера, у старн-поста больших судов часто расположен на уровне кормовой кромки яблока ахтерштевня.

Литой штевень вытеснил кованый ахтерштевень у крупных судов. Его проще изготовить, и его поперечные сечения приспособлены к линиям тока воды и местным нагрузкам. Местные подкрепления легко обеспечиваются ребристыми конструкциями или путем увеличения площади поперечного сечения. В районе перехода в киль поперечные ребра расположены на каждом шпангоуте и соединены с флорами с помощью сварки. Кроме того, литой штевень в соответствии с кормовыми конструктивными связями усилен горизонтальными ребрами жесткости. Шпунтовое соединение обеспечивает гладкое примыкание листов. Поперечное сечение литого старн-поста имеет U-, V-образную или трапециевидную форму. Сварной ахтерштевень - новейший вариант штевня. По конструкции и внешней форме он соответствует литому штевню. Для придания жесткости к штевню приварены распорки и ребра. Подошва штевня выполнена как коробчатая балка (балка с тремя полками), которая благодаря поперечным полкам имеет хорошую прочность на кручение.

На рисунке:

а - брусковый форштевень; b - литой форштевень (ледокол); с - листовой (сварной) форштевень; d - ахтерштевень двухвинтового судна; е - ахтерштевень одновинтового судна.
1 - хвостовик; 2 - башмак форштевня; 3 - продольное вертикальное ребро; 4 - поперечные ребра; 5 - носовые брештуки; 6 - рудерпост; 7 - старн-пост; 8 - яблоко ахтерштевня; 9 - подошва ахтерштевня; 10 - окно ахтерштевня; 11 - баллер руля

Галерея