Подробности ГАРДИАН на сайте.
Эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический"
Меняющиеся названия: Пантелеймон
Страны под флагом которых служил: Российская Империя
Год списания с флота: 1923
Водоизмещение (надводное/подводное): 13500 тонны
Размеры:
длина -
115,4 м
ширина - 22,2 м
осадка - 8,2 м
Скорость хода: 16.6 узла
Дальность плавания:
над водой -
3000 миль
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла Бельвиля
Вооружение: 4 х 305-мм орудия, 16 х 152-мм орудия, 14 х 75-мм орудия, 2 х 63-мм, 6 х 47-мм, 2 х 37-мм; 4 х 456 мм. торпедных аппарата
Экипаж: 28 офицеров и 788 матросов

 

«Князь Потёмкин-Таврический» - броненосец русского Черноморского флота. Назван в честь Г. А. Потёмкина.

Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаев. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.
Строился по прототипу эскадренного броненосца «Три Святителя», переработанному проекту броненосцев типа «Пересвет», схема бронирования подобна английскому броненосцу «Мажестик».
На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем - из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.
В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твердотельное топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.
Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длина корпуса - 113,2 м, ширина - 22,2 м, осадка 8,4 м. Энергетическая установка - три группы паровых котлов (две из них - 14 котлов работали на жидком топливе и одна - из 8 котлов на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с. Скорость полного хода корабля - 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Полный запас топлива - 950 тонн, усиленный - 1100 тонн (на уголь приходилось 340 тонн). Дальность плавания экономичным 10 узловым ходом - 3600 миль. Корабельные запасы воды - 14 суток, запасы провизии - 60 суток.
Главный калибр - четыре 305 мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленных в двух башнях. Масса одного орудия - 43 тонны, скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 кг. Предельный угол возвышения - 15 градусов. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда.
Средний калибр - 16 152 мм орудия длинной ствола 45 калибров, массой - 5 тонн. Скорострельность - 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.
14 июня (по новому стилю 27 июня) 1905 г. на броненосце произошло восстание матросов. Поводом к восстанию послужил приказ командира корабля о расправе с 30 матросами, отказавшимися есть борщ с испорченным мясом. Матросы арестовали офицеров, подняли на броненосце красный флаг и привели корабль в охваченную всеобщей забастовкой Одессу, пытаясь помочь бастующим рабочим. Мятеж продолжался одиннадцать дней, в течение которого команде мятежного корабля так и не удалось привлечь на свою сторону другие корабли. Израсходовав запасы топлива и продовольствия, моряки ушли в румынский порт Констанцу и сдали броненосец румынским властям. Восстание изображено в одноимённом фильме С. М. Эйзенштейна (1925).
После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в первой мировой войне. 29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобождён частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В данное время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

 

Cмотреть всю галерею