Эскадренный проненосец "Победа"
Меняющиеся названия: Броненосец "Суво"
Страны под флагом которых служил: Российская Империя, Япония
Год списания с флота: 1922
Водоизмещение (надводное/подводное): 13320 тонн
Размеры:
длина -
132,4 м
ширина - 21,8 м
осадка - 8,25 м
Скорость хода: 18,5 узла
Дальность плавания:
над водой -
5600 миль

 

"Победа" - эскадренный броненосец несколько усовершенствованного типа «Пересвет», являющийся гибридом крейсера и броненосца и предназначенный для длительных самостоятельных действий в океане. Участвовал в русско-японской войне и стал одним из японских трофеев.

Основные характеристики:
Нормальное водоизмещение фактическое 13 320 т, по проекту 12 674 т; длина наибольшая 132,4 м, по конструктивной ватерлинии 130 м, между перпендикулярами 122,3 м; ширина 21,8 м; осадка по проекту 7,93 м, фактическая с нормальным запасом угля 8,25 м. Коэффициент общей полноты 0,576; увеличение водоизмещения на 1 см осадки 20,55 т; площадь грузовой ватерлинии 2038,8 м²; площадь мидель-шпангоута 121,8 м².
Скорость проектная 18 уз, средняя на испытаниях 18,5 уз; мощность машин проектная 14 500 индикаторных л.с., на испытаниях 15 578 и.л.с.; дальность плавания расчётная 10-уз ходом 5600 миль. Запас угля нормальный 1142 т, полный 2155 т.
Вооружение: четыре 254-мм, одиннадцать 152-мм, двадцать 75-мм, двадцать 47-мм и шесть или восемь 37-мм пушек, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.
Бронирование (крупповская сталь): главный пояс 229-178; верхний пояс 102; траверзы 178-102; палуба 82,6-50,8, гласис 127; башни 229; барбеты 203; казематы 64; рубка 229 мм

Корпус:
Корпус «Победы» весьма сильно отличался от предыдущих кораблей своей формой; фактически этот броненосец был построен по новому теоретическому чертежу. А вот конструкция в целом особых изменений не претерпела: главными отличиями стало изготовление штевней, рулевой рамы и кронштейнов гребных винтов из стали, а не бронзы, и отказ от деревянной и медной обшивки подводной части корпуса, а также уменьшение высоты жилой палубы. Вес корпуса составил 4798 т против 4956 т у «Пересвета».
Продольный набор корпуса включал вертикальный киль длиной 89 м из листов толщиной 12,7 мм, склёпанный из двух 15,9-мм листов горизонтальный киль и по пять стрингеров с каждого борта. Продолжением киля служили форштевень и ахтерштевень.
Основу поперечного набора составляли 116 шпангоутов. Между 18-м и 96-м шпангоутами простиралось двойное дно высотой 0,99 м; на всём этом протяжении шпация была равна 1,22 м. В нос и корму, до 18-го и после 96-го шпангоутов, двойного дна не было, а шпация составляла 0,9 м. Бимсами служили швеллеры высотой от 203 до 254 мм; вблизи башен они подкреплялись дополнительными продольными рёбрами.
Ближайший к горизонтальному килю пояс наружной обшивки имел толщину 22,2 мм, а толщина остальных девяти поясов по мере удаления от киля уменьшалась с 19,1 до 12,7 мм. Листы наружной обшивки укладывались «край на край», имели длину не менее 6 м и ширину в средней части корпуса 1,22-1,6 м.
Водонепроницаемые переборки делили корпус на десять отсеков: таранный, носовых погребов боезапаса, подбашенный носовой, три котельных, два машинных, подбашенный кормовой и румпельный. Они располагались на 29; 41,5; 53,5; 66; 75 и 84-м шпангоутах, точное положение ещё трёх переборок (двух в носу и одной в корме) неизвестно, они должны находиться примерно в районе 10, 20 и 90-го шпангоутов. Бортовые угольные ямы имели продольную переборку и вместе с находящимся в них углём давали дополнительную защиту. В переднем машинном отделении по диаметральной плоскости также проходила продольная переборка.
В надводной части корпус делился на два межпалубных пространства тремя палубами: нижней (броневой), жилой (батарейной) и верхней, выше которой на протяжении двух третей длины корпуса проходила четвёртая палуба - навесная, являвшаяся продолжением полубака. На всю высоту от броневой палубы до второго дна размещались машинные и котельные отделения, погреба боезапаса, провизионные кладовые, помещения подводных минных аппаратов, рулевое устройство.

Бронирование:
Главным отличием «Победы» от двух предшествующих кораблей - «Пересвета» и «Ослябя» - являлось улучшенное бронирование. Снарядостойкость бронеплит при в целом той же толщине повысили путём перехода на закалку по методу Круппа.
Главный броневой пояс по ватерлинии состоял из плит высотой 2,35 м, при нормальной осадке уходящих под воду на 1,44 м. Плиты, защищавшие машинно-котельные отделения, имели толщину 229 мм, постепенно утончаясь под водой до 127 мм. В районе башен стояли более тонкие плиты, имевшие в надводной части толщину 178 мм, которая под водой уменьшалась до 102 мм. Главный пояс замыкался на 18-м и 96-м шпангоутах броневыми траверзами из 178-мм плит; его длина составляла около 95 м.
Над главным поясом был расположен верхний пояс, состоящий из 102-мм плит, замыкавшийся траверзами ломаной формы на 35-37 и 77-82 шпангоутах. Он был значительно короче главного пояса (около 49 м) и защищал пространство примерно от первой дымовой трубы до кормовых казематов 152-мм орудий включительно. В эту зону попадали основания дымоходов и цилиндры главных машин корабля.
Горизонтальная защита была представлена карапасной бронепалубой из хромоникелевой стали, простиравшейся на всём протяжении корабля и имевшей скосы не только к бортам, но и к оконечностям. В ряде источников указывается толщина бронепалубы «Победы» до 127 мм, что, однако, представляется невероятным из-за резкого роста её массы, в то время как этот броненосец имел наименьшую из всей серии строительную перегрузку. Вероятно, такую толщину имел лишь гласис над машинным отделением, а в остальном палуба была подобна применённой на «Пересвете». На протяжении броневой цитадели её края упирались в нижние кромки главного пояса, а толщина составляла 38,1 мм брони плюс 12,7 мм стальной настилки, что в сумме давало 50,8 мм. Вне цитадели толщина брони составляла от 38,1 до 57,2 мм, а толщина настилки - 25,4 мм, что в сумме давало защиту толщиной от 63,5 до 82,6 мм (более толстыми выполнялись скосы бронепалубы).
Определённую роль в горизонтальной защите играла также жилая (батарейная) палуба, бывшая крышей верхней цитадели. Её толщина в пределах цитадели составляла в основном 63,5 мм, уменьшаясь до 50,8 мм в казематах 152-мм орудий.
Башни главного калибра защищались 229-мм бронёй, а их барбеты - 203-мм. Крыши башен имели толщину 50,8 мм.
Относительно защиты казематов 152-мм орудий данные противоречивы, но похоже, что на «Победе» толщина бортовых бронеплит составляла 63,5 мм (вероятно, применялась обычная хромоникелевая сталь: закалять плиты такой небольшой толщины тогда ещё не умели). От продольного огня казематы были защищены носовым и кормовым траверзами, перекрывавшими два межпалубных пространства - от навесной до батарейной палубы. Толщина носового траверза составляла 127 мм, кормового - 102 мм. Внутренние переборки казематов имели толщину 38,1 и 19 мм. Навесная палуба, служившая крышей верхним казематам, имела над ними толщину 20,3 мм. Сами казематные орудия имели щиты толщиной 63,5 мм.
Боевая рубка защищалась 229-мм бронёй и имела крышу толщиной, вероятно, 50,8 мм. От кормовой боевой рубки, имевшейся на первых двух броненосцах, отказались.
На пространстве между батарейной и верхней палубами дымоходы защищались 51-мм или 38-мм бронёй (данные разнятся), однако до навесной палубы эта защита доведена не была. Аналогичной бронёй прикрывались и элеваторы боеприпасов, проходившие выше бронепояса.

Артиллерийское вооружение:
Главный калибр включал четыре 254-мм орудия с длиной ствола 45 калибров, установленные в двух башнях производства Путиловского завода (сами пушки изготавливал Обуховский завод). Башни своей формой отличались от установленных на предыдущих кораблях серии. Углы вертикального и горизонтального наведения на всех систершипах совпадали (от -5° до +35° и по 270°), однако только «Победа», получившая более тяжёлые и прочные стволы и станки, могла без особых опасений стрелять полным пороховым зарядом на любом угле возвышения. Встречаются данные, что на первых двух кораблях максимальный угол возвышения был меньше, но, по всей видимости, это не так и речь идёт о максимальном угле, на котором допускалась стрельба с учётом выявившейся при испытаниях недостаточной прочности стволов и станков.
Штатный боекомплект включал на один ствол по 80 выстрелов: 23 бронебойных и фугасных, 26 чугунных и 8 сегментных (по другим данным, 75 выстрелов на ствол).
Средний калибр включал одиннадцать 152-мм орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров. Восемь из них располагались в четырёх двухъярусных казематах по углам верхней цитадели (пушки стояли на батарейной и верхней палубах; крышей казематов служила навесная палуба), ещё два - в двух центральных казематах на верхней палубе (по одному с каждого борта), а последнее - в носовой части под палубой полубака, но защищалось лишь щитом.
На каждую пушку приходилось по 180 выстрелов: по 47 бронебойных, фугасных, чугунных, 31 сегментный и 8 картечных (по другим данным, 220 выстрелов на ствол).
Противоминный калибр был представлен в первую очередь двадцатью 75-мм пушками Канэ с длиной ствола 45 калибров. По восемь таких орудий стояло в средней части корабля на батарейной и верхней палубах между казематами 152-мм пушек (по четыре орудия на борт на каждой из палуб). Оставшиеся четыре стояли на навесной палубе под носовым и кормовым мостиками (по два орудия на борт). Боекомплект 75-мм орудий включал по 125 бронебойных и 175 чугунных унитарных патронов на ствол.
Помимо 75-мм, на «Победе» имелась многочисленная малокалиберная противоминная артиллерия, включавшая 20 47-мм и шесть или восемь 37-мм пушек Гочкиса. По восемь 47-мм стояло на батарейной и навесной палубах, оставшиеся четыре размещались на фор-марсе. К каждому 47-мм орудию полагалось иметь 540 стальных и 270 чугунных гранат. 37-мм орудия предназначались главным образом для вооружения катеров и шлюпок (по одной пушке на каждый из четырёх паровых катеров и двух баркасов).
Для вооружения десанта имелись две 63,5-мм пушки Барановского, а также семь пулемётов.

Минное вооружение:
Корабль имел три надводных и два подводных минных аппарата. Один надводный аппарат находился в носу, два других - по бортам в районе 45-го шпангоута. Подводные аппараты размещались в трюме между 26-м и 30-м шпангоутами. Боекомплект включал по шесть мин Уайтхеда для надводных и подводных аппаратов (они различались длиной - 5,6 и 5,2 м соответственно).
Для вооружения катеров предусматривались съёмные аппараты для самоходных и метательных мин (по два). Боекомплект включал четыре 4,58-м самоходные мины и шесть метательных. Кроме того, катера можно было вооружить шестовыми минами (в трюме хранилось 8 штук с зарядом 6,75 кг каждая).
В минном трюме на 13-19 шпангоутах хранилось 50 сфероконических мин заграждения.

Силовая установка
Три главные паровые машины тройного расширения были установлены в индивидуальных отсеках. Ход поршня для всех машин составлял 990 мм, диаметры цилиндров высокого, среднего и низкого давления - 965, 1420 и 2130 мм соответственно. Контрактная мощность всех трёх машин составляла 14 500 индикаторных л.с.
Паром механизмы обеспечивали 30 паровых котлов Бельвиля модели 1894 года с общей поверхностью нагрева 4036,5 м² и площадью колосниковых решёток 129,36 м², размещённые в трёх котельных отделениях. Давление пара на выходе из котлов достигало 17 атм. Тяга обеспечивалась дымовыми трубами высотой от колосниковых решёток 27 м, предусмотрено было и искуственное нагнетание воздуха (вентиляторы составляли избыточное давление в пределах 12,7 мм водяного столба), применяемое для достижения машинами полной мощности.
Машины вращали три четырёхлопастных бронзовых гребных винта. Бортовые винты имели диаметр по 4,88 м, средний - 4,72 м. Гребные валы могли разобщаться от машин с помощью специальных муфт.

Оборудование:
Электроэнергию напряжением 105 В (сеть постоянного тока) вырабатывали четыре динамо-машины с силой тока по 1000 А и две по 640 А, находившиеся на батарейной палубе в районе 62-63 шпангоутов. Общая мощность судовой электростанции составляла 555 кВт.
Боевое освещение было представлено шестью прожекторами Манжена диаметром 75 см с электрическим дистанционным управлением. Кроме того, 40-см прожекторы устанавливались на катерах. Два прожектора были установлены на носовом мостике, ещё два - на площадке спереди средней дымовой трубы, последние два - на площадке в нижней части грот-мачты один над другим.
Электрическим приводом были оснащены орудийные башни, рулевое устройство, элеваторы подачи боеприпасов, шпили, вентиляторы (часть из них имела запасные паровые приводы) и др.
Все корабли серии оснащались телефонами системы Колбасьева и электрическими колоколами громкого боя.
Водоотливная система включала девять водоотливных турбин производства Балтийского завода производительностью по 750 т/ч, а также паровые насосы системы Вортингтона (по 172,6 т/ч) 12,7-см помпами Стона.
Якорное устройство включало четыре становых якоря Мартина весом по 7 т. Цепи из звеньев калибра 63,5 мм имели длину 70 саженей и весили по 11 т. Запасные якоря хранились по бортам в носовой части.
Фок-мачта «Победы» первоначально изготавливалась для «Осляби» в качестве грот-мачты и имела, как и на прочих кораблях, боевой марс. А вот на грот-мачте марса не было, он присутствовал только на «Пересвете». Стеньги на «Победе» располагались впереди мачт, а не позади их, как на других броненосцах серии.
Плавсредства включали четыре паровых катера (два более крупных именовались минными, поскольку предполагалось их вооружать аппаратами для стрельбы самоходными минами Уайтхеда; «обычные» паровые катера вооружались метательными минными аппаратами), два 20-вёсельных баркаса, по два 16- и 12-вёсельных катера, два 6-вёсельных яла и два вельбота. Длина минных катеров составляла 15,2 м, паровых - 12,2 и 10,4 м. По бортам в средней части навесной палубы размещались сначала паровые, затем минные катера и баркасы, спускавшиеся на воду S-образными шлюпбалками. Остальные шлюпки размещались на кильблоках на кормовом мостике и опускались стрелами, закреплёнными на грот-мачте.

Экипаж:
По штату численность экипажа составляла 28 офицеров и 750 нижних чинов.

 

Cмотреть всю галерею