http://www.dr-md.ru/thyroid.html щитовидная железа щитовидная железа.
Броненосный фрегат «Князь Пожарский»
Меняющиеся названия: «Пожарский», Блокшив №1
Страны под флагом которых служил: Российская Империя
Год списания с флота: 1911
Водоизмещение (надводное/подводное): 4730 т
Размеры:
длина -
85,2 м
ширина - 14,9 м
осадка - 6,7 м
Скорость хода: 11,9 узла
Дальность плавания:
над водой -
1200 миль
Силовая установка: 1 х горизонтальная машина прямого расширения (з-д Берда), 6 котлов
Экипаж: 22 офицера и 459 матросов

Восьмипушечный броненосный корвет "Князь Пожарский" (так он классифицировался вначале) ознаменовал собой начало второго этапа отечественного броненосного судостроения (60-е годы XIX в.). После создания прибрежного оборонительного флота в России в марте 1864 г. было принято решение начать строительство на отечественных верфях и из своих материалов второй серии броненосных кораблей, отличавшихся большей боевой мощью и повышенной мореходностью.
Двум из восьми предусмотренных пятью проектами кораблей (батарейным броненосцам по проекту "С", названным "Минин" и "Пожарский") предстояло подобно английским рангоутным броненосцам совершать и океанские плавания. При более скромных, чем у английских прототипов, размерах - длина по конструктивной (грузовой) ватерлинии 80,8, ширина 13,7, осадка 5,6 м - они имели увеличенное отношение длины к ширине, обеспечивавшее преимущество в скорости. Чтобы гребной винт не мешал плаванию под парусами, он, как и на деревянных фрегатах, предусматривался подъемным. Были учтены и важные конструктивные новшества, появившиеся в строившемся тогда в Англии под руководством Э. Рида броненосце "Беллерофон": число орудий уменьшилось, но возрос их калибр и располагались они не вдоль слабо бронированных бортов, а сосредоточивались в центральном, значительно более надежно бронированном каземате; корпус строился по бракетной (клетчатой) системе, ранее также воплощенной в конструкции первого русского двухбашенного монитора "Смерч"; почти по всей длине корпуса предусматривалось двойное дно.
Заказ на головной корабль серии "Пожарский" (контракт от 21 октября 1864 г.) был передан известному английскому подрядчику К. Митчелю, уже зарекомендовавшему себя успешным переоборудованием для броненосного судостроения верфи "Галерный островок" и постройкой на ней плавучей батареи "Не тронь меня" и монитора "Смерч". Именно здесь 18 ноября 1864 г. и началось строительство первого "железного броненосного судна большого ранга" по несколько измененному проекту - ширина с броней увеличена для повышения остойчивости до 14,94 м, осадка -до 5,64 м, нарицательная мощность механизмов с 450 л. с. возросла в проекте до 600 л. с., а водоизмещение - до 4137 т. Вооружение должно было составить восемь 300-фунтовых (229-мм) орудий в закрытой батарее. Толщина вертикального киля по спецификации - 15,9 мм, наружных и внутренних листов горизонтального киля - 25,4 и 19 мм, наружной обшивки - от 15,9 до 17 мм. 193 плиты 114-мм брони Ижорского завода (масса около 615 т) должны были крепиться на 457-мм подкладке из двух слоев индийского тика, который разрешалось выписать из-за границы. Машины и котлы заказывались на заводе Берда. Спуск назначался не позднее августа 1866 г., а окончательное приготовление к службе - к июню 1867 г. Наблюдающим за постройкой был корабельный инженер штабс-капитан А. Ф. Соболев.
Неизбежные в тот переходный период изменения и усовершенствования в ходе постройки (одно лишь артиллерийское вооружение с соответствующей переделкой подкреплений, орудийных портов и погребов боеприпасов менялось несколько раз) задержали спуск на целый год - до 31 августа 1867 г. К началу 1867 г., когда корабль уже назывался "Князь Пожарский" и числился в ранге броненосных фрегатов, была составлена новая спецификация, учитывавшая все изменения, вносившиеся при постройке. В ходе достройки усилили бронирование (оно достигло массы 652 т) за счет введения дополнительного листового и профильного железа (114 т) между тиковой подкладкой (216 т). Подкрепили по образцу "Первенца" железные трубчатые мачты, добавили два кормовых 210-кг якоря и боевую рубку массой 76 т, что вызвало новые изменения в нагрузке и общем расположении корабля. Вместо задерживавшихся изготовлением новых 229-мм нарезных орудий, учитывая предстоящее крейсерское назначение корабля, установили восемь 203-мм орудий в каземате и два 152-мм орудия в оконечностях на поворотных платформах, позволявших вести непрерывный действенный огонь при преследованиях и отходе.
Вступив в строй в 1869 г., броненосный фрегат "Князь Пожарский", являвшийся по сути дела опытным кораблем, продолжал переделываться. Так, в 1871 г. в соответствии с замечаниями начальника броненосной эскадры адмирала Г. И. Бутакова на фрегате взамен уже отсутствовавшей боевой рубки установили над средним мостиком для защиты от ружейного огня в ближнем бою броневое прикрытие толщиной 50,8 мм. Неудивительно, что после стольких переделок насыщенный новшествами, но перегруженный корабль "не обнаружил хороших морских качеств". В 1872 г. его передали в распоряжение адмирала А. А. Попова - общепризнанного авторитета в начавшемся тогда в России создании броненосных крейсеров. Действительно, выполненные по его указаниям переделки, изменения в дифферентовке и рангоуте сделали фрегат "хорошим морским боевым судном", пригодным для действий в океане. "Князь Пожарский" стал первым русским броненосным кораблем, вышедшим за пределы Балтики, когда летом 1873 г. совершил плавание в Средиземное море с заходом в Англию. На пути из Мальты в Пирей фрегат успешно выдержал жестокий шторм.
После возвращения в Россию осенью 1875 г. "Князь Пожарский" подвергся новым переделкам, еще более приблизившим его к типу океанского крейсера: корпус покрыли однорядной (на сквозных болтах) деревянной обшивкой и цинковыми листами, вместо старых шести котлов установили восемь новых и вместо одной трубы две - постоянную и подъемную, перебрали и основательно переделали машину. В результате на испытаниях осенью 1877 г. корабль при осадке 6,26 м достиг 11,9, а при осадке 6,36 м - 11,7 уз, превысив на целый узел скорость, показанную пять лет назад. Давление пара в котлах составляло 1,54 ат, мощность - 2214 л. с. Емкость угольных ям составляла лишь 365 т, такого запаса даже при соблюдении спецификационного расхода топлива (2,95 т/ч) хватало лишь на 123 ч полного хода. В дополнение к восьми 203-мм, стольким же 152-мм и 87-мм, а также нескольким 16 и 44-мм скорострельным орудиям корабль вооружили приспособлениями для использования шестовых, откидных и буксируемых мин. Площадь парусов составляла около 2200 кв.м, высота грот-мачты от палубы до топа 16,5 м, масса рангоута 135 т, четырех адмиралтейских якорей 16,8 т, а 500 саженей их цепей калибром 54 мм - около 56 т. Экипаж достигал почти 500 человек (24 офицера и более 470 матросов).
В мае 1878 г. "Князь Пожарский" вновь отправился в Средиземное море для продолжения службы в роли станционера (корабль, находящийся "на станции" - на стоянке в иностранном порту обычно в распоряжении дипломатического представительства) при посольстве в Пирее, откуда совершал походы в порты Греции, Италии, Франции. В апреле 1880 г. фрегат ушел на Дальний Восток. Предполагалось оставить корабль в составе Сибирской флотилии, но в сентябре 1881 г. он покинул Владивосток и вернулся в Пирей, а спустя год "Князь Пожарский" бросил якорь на Кронштадтском рейде, совершив чуть ли не самое длительное в русском флоте, более чем четырехлетнее заграничное плавание. За 51 месяц фрегат прошел 40 900 миль, из них 8163 - под парусами; под парами проведено 188 дней, машины находились в действии 5213 ч, общий расход угля составил 16 300 т, Продолжительное океанское плавание явилось серьезной проверкой надежности и эффективности корабельных систем и механизмов, всей боевой техники. Стала очевидной необходимость перехода от ручных штурвалов к механическим рулевым приводам - на переходе в 1880 г. в Аравийском море у о. Сокотра корабль с трудом удерживался во время шторма на курсе усилиями шести рулевых. Подтвердилась необходимость совершенствования боевого электрического освещения (прожекторов).
Неудобства тогдашнего способа постановки корабельных мин заграждения с использованием плотов и стрел уже в то время пробудили изобретательскую мысль мо-лодого минного офицера фрегата мичмана В. А. Степанова (впоследствии автор проекта первого в мире надводного минного заградителя). Износившаяся цинковая обшивка корпуса была заменена при доковании в Нагасаки, однако продолжавшееся обрастание во время длительного плавания в южных широтах и выход из строя одного из котлов вместе с перегрузкой явились причиной снижения полной скорости до 9,76 уз.
После проведения ряда работ по усовершенствованию устройств и механизмов "Князь Пожарский" стал флагманским кораблем практической эскадры Балтийского моря. В 1885 г. его командиром был назначен капитан 1 ранга С. О. Макаров, с именем которого связано использование на этом фрегате ряда важных технических новшеств. Еще в 70-е годы XIX в. в соответствии с разрабатывавшимися Макаровым (тогда еще мичманом) основными принципами обеспечения непотопляемости на корабле был установлен первый образец водоотливной системы с магистральной трубой, а в 1885 г. по указанию Степана Осиповича изготовлен пластырь для заделки больших таранных пробоин. Макаров успешно испытал на своем корабле разработанное им приспособление для стрельбы в штормовых условиях с закрытыми орудийными портами из относительно низко расположенной центральной батареи. В 1887 г. на фрегате заменили котлы. К 1890 г. из старой артиллерии на его вооружении остались лишь две 203-мм, две 152-мм и четыре 87-мм пушки. Взамен снятых появились два более скорострельных 64-мм орудия системы Барановского (они же десантные с колесными лафетами), две 47-мм и пять 37-мм пятиствольных револьверных пушки Гочкисса, одна 37-мм для установки на марсах, а затем два надводных торпедных аппарата. Из крупных орудий на корабле к 1904 г. осталось лишь одно давно устаревшее 152-мм на деревянном станке.
По классификации 1892 г. "Князь Пожарский", плававший в отряде морского кадетского корпуса, относился к крейсерам 1 ранга, однако он уже не имел серьезного боевого значения; не осуществились и проекты его капитального обновления. В период бурного развития техники ему оставалась роль учебного корабля, в класс которых он официально перешел в 1906 г. Три года спустя вместе с монитором "Смерч" крейсер становится блокшивом, а в 1911 г. исключается из списков флота.

 Командиры
капитан 1-го ранга А. А. Куприянов
1867-1877 - Басаргин, Владимир Григорьевич
1880-1881 - Тыртов, Павел Петрович
Гирс, Владимир Константинович
30.01.1906 - капитан 1-го ранга Сарнавский, Владимир Симонович
1908 - Андржиевский, Константин Клитович

Cмотреть всю галерею