Броненосный фрегат «Минин»
Меняющиеся названия: «Ладога»
Страны под флагом которых служил: Российская Империя
Год списания с флота: 1915
Водоизмещение (надводное/подводное): 5940 т
Размеры:
длина -
90,4 м
ширина - 14,9 м
осадка - 6,7 м
Скорость хода: 14,5 узлов
Дальность плавания:
над водой -
2000 миль
Экипаж: 535 чел

 

Фрегат "Минин" должен был стать вторым, однотипным с "Князем Пожарским", казематным мореходным рангоутным броненосцем. Однако в ходе строительства его проект неоднократно претерпевал серьезные изменения, а судьба самого корабля стала интересным примером ряда поучительных перевоплощений, осуществлявшихся в соответствии с менявшимися тактико-техническими заданиями. Постройка "Минина" согласно контракту, подписанному 30 ноября 1864 г. с владельцами Невского судостроительного и механического завода П. Ф. Семянниковым и В.А. Полетикой, началась лишь в августе 1865 г. Срок окончания монтажа механизмов устанавливался к зиме 1866/67 г., спуск - к августу 1867, а сдача корабля - летом 1868 г. Наблюдающим за постройкой был назначен корабельный инженер полковник А.М. Гезехус. Начало строительства задержалось в основном из-за следующего обстоятельства: контракт обязывал подрядчиков пустить железопрокатный завод, способный перерабатывать до 3280 т судового железа в год. Его продукция была необходима и для заказанных вместе с "Мининым" трехбашенных броненосных батарей (впоследствии фрегатов) "Спиридов" и "Чичагов". Их тоже предстояло строить исключительно из отечественных материалов, и нарушение этого пункта могло привести к расторжению контракта.
Первые изменения, как и на начатом ранее "Пожарском", потребовали увеличения мощности машин с 450 до 600 номинальных л.с., усиления бронирования и артиллерийского вооружения (о понятии номинальная л.с. см. журнал "Судостроение", 1971, № 1, с. 52). Позднее, в январе 1866 г. Кораблестроительный технический комитет предложил еще находившийся в стадии подготовительных работ корвет (впоследствии фрегат) "Минин" превратить из казематного в башенный. Доводы приводились веские - необходимость усиления защиты против быстро прогрессировавшей артиллерии и значительное улучшение условий обслуживания тяжелых орудий во вращающихся изолированных башнях. Опыт использования отечественных мониторов, плавание одного из американских кораблей вокруг мыса Горн, прибытие из-за океана в Кронштадт монитора "Миантономо" подтвердили хорошие морские качества башенных кораблей. В их пользу склонялись и в Англии, а известный изобретатель капитан К.П. Кольз даже настаивал на строительстве мониторов с парусным рангоутом. Подробно анализировались также достоинства и недостатки построенного в Англии для итальянского флота башенного корвета "Аффондатор". По сравнению с ним проект технического комитета отличался значительно более полным и надежным бронированием (толщина по ватерлинии до 152, а затем - даже 178 мм при толщине надводных плит против башен 165 мм). Учитывались и достоинства бракетной системы набора английского броненосца "Беллерофон" с развитыми продольными связями (кильсонами), обеспечившими высокую прочность корпуса и технологичность работ.

Благодаря сохранению бака, бушприта и трех треногих мачт системы Кольза и парусного рангоута "Минин" должен был стать и "вполне мореходным крейсером". Две двухорудийные 229-мм башни системы Кольза имели (как и для остальных строившихся "башенных фрегатов") диаметр 7,6 м, толщину брони 152 мм. Еще две пушки "для более выгодного их действия во время погони" устанавливались за носовым броневым траверзом. Скорость повышалась до 14 уз за счет увеличения мощности машин до 800 номинальных л.с. (около 4000 индикаторных), а также запасов топлива. Все эти нововведения повлекли за собой большие конструктивные переделки: при оставшейся ширине корпус пришлось удлинить на 7,3 м за счет вставки по мидель-шпангоуту, а высоту борта увеличить до 9,7 м, чтобы обеспечить достаточное возвышение над водой батарейной палубы и башен. В результате длина корабля по ватерлинии составила 88,1 м, а водоизмещение - 5740 т.
Столь основательное изменение проекта чуть ли не на год задержало постройку корабля - лишь к маю была подготовлена новая спецификация, в сентябре - возобновлены работы и только в октябре 1866 г. взамен прежнего был подписан новый контракт с увеличением стоимости подряда на 38% - 338 тыс. руб. Срок готовности корпуса к установке машин и артиллерийских башен с приводами, а затем и спуск на воду назначался не позднее августа 1868 г., а окончание постройки - к июлю 1869 г.
Строгие меры весового контроля, включая обязательное предварительное взвешивание всех поступающих на стапель деталей, а также разрешение минусового допуска (0,8 мм) спецификационной толщины листового и профильного материала не смогли помешать неудержимо возраставшей перегрузке - башни становились тяжелее на 40 т, орудия на 30 т (вместо 229-мм пушек собирались ставить 381-мм), рангоут - на 45 т. Поэтому, по инициативе председателя кораблестроительного отделения МТК генерал-майора С. И. Чернявского, в марте 1868 г. было принято решение уменьшить толщину железных листов: с 38,1 до 25,4 между брусьями тиковой подкладки; с 50,8 до 38,1 - палубы позади каземата; с 25,4 до 19 мм - верхней палубы над казематом. Эти изменения облегчали корпус на 104 т. Толщину бортовой брони уменьшили еще раньше до 165, а затем и до 140 мм. В итоге - масса железа в составе корпуса достигала 2040 т. Новые переделки явились причиной того, что спуск корабля состоялся лишь 22 октября 1869 г. Из 146 броневых плит (760 т) производства Ижорского завода 28 (150 т), пригнанных до спуска, крепились уже на плаву.

В официальном отчете по Морскому ведомству броненосный двухбашенный фрегат "Минин" уже значился как новый корабль флота, но судьба его вновь изменилась из-за катастрофы английского броненосца "Кептэн". Построенный по проекту К.П. Кольза этот низкобортный рангоутный монитор в первом же походе в ночь на 7 сентября 1870 г. перевернулся во время шквала и погиб почти со всем экипажем вместе с автором проекта. Низкий борт в сочетании с несоразмерно большим парусным рангоутом оказался, как и предсказывал Э. Рид, причиной катастрофы. Появились опасения, что и "Минин" - корабль близкого к "Кептэну" типа (его чертежи даже возили на консультацию к К. П. Кользу) - могла ожидать та же участь. Правда, надводный борт "Минина" был почти вдвое выше, вооружался он не 305-мм, а более легкими 280-мм орудиями, да и закат его диаграммы остойчивости начинался лишь при 29° вместо 22° у "Кептэна". Однако даже мысль о возможности подобной катастрофы исключала достройку корабля без новых изменений.

Но в каком направлении вести перестройку? В качестве безрангоутного мореходного броненосца "Минин" сильно уступал бы строившемуся тогда "Крейсеру" (впоследствии "Петр Великий"), для броненосца береговой обороны он имел недостаточную броню. Лишь после долгих раздумий корабль по предложению А. А. Попова решили переоборудовать в океанский рангоутный крейсер с сильной артиллерией и надежно обеспеченной остойчивостью по образцу построенного в 1873 г. "Генерал-Адмирала".

После утверждения в мае 1874 г. спецификации, составленной корабельным инженером штабс-капитаном Н. А. Самойловым, были заключены контракты с Балтийским заводом на переделку корпуса корабля и ранее изготовленной там же паровой машины с увеличением мощности до 900 номинальных л.с. (или более 6000 индикаторных). Корпус обшивался деревом и цинковыми листами, запасы топлива увеличивались до 800 т, сохранялся и полный фрегатский рангоут. Кроме башен разбиралась надводная часть корабля (около 700 т железа), кардинально менялось общее расположение, снималась броня, заново в измененных конструкциях борта, переборок, палуб и выгородок устанавливалось до 530 т листового и профильного металла. Уже сам по себе отказ от башен исключал опасения за остойчивость, однако установка 280-мм орудий предполагалась лишь на случай участия корабля в береговой обороне.

К началу 1875 г. проект перевооружения выглядел так: четыре более скорострельных 203-мм З0-калиберных орудия на спонсонах и двенадцать 152-мм 28-калиберных пушек (общая масса со станками, зарядами и снарядами составляла 215 т, а масса одного залпа всех орудий - 750 кг). Для защиты от миноносок и минных катеров установили четыре 87-мм пушки. Уже в 80-е годы вместо двух 44-мм пушек системы Энгстрема появились две 64-мм пушки Барановского, восемь 47-мм и четыре 37-мм револьверные пушки Гочкисса.
В 1878 г. крейсер перевели наконец в Кронштадт для установки поясной брони (по ватерлинии), рангоута, машин и вооружения. В результате всех переделок водоизмещение корабля составляло 5940 т, дальность плавания при запасах топлива 800 т - 2000 миль, полная скорость, показанная на ходовых испытаниях осенью 1878 г., - 14,5 уз. Такой результат, отмечалось в официальном отчете, делал честь "как составителям чертежей корпуса фрегата, так и Балтийскому заводу, изготовившему его машину, наибольшую по силе в нашем флоте". Кстати, паровая машина фрегата "Минин" была первым крупным машиностроительным заказом завода, после того как он вышел из состава английского акционерного общества и перешел во владение частного отечественного акционерного общества с преобладающим участием Морского министерства. Той же осенью, во время первого океанского плавания по пути в Средиземное море, проявились и отличные мореходные качества корабля под парусами, подтвердившие полное соответствие "своему назначению крейсера в океане и больших морях". Многие тысячи миль прошел "Минин" в водах Средиземного моря и дальневосточных морей, под жарким солнцем Индийского океана и Карибского моря. Сотни строевых квартирмейстеров приобрели морскую выучку в дальних учебных плаваниях, регулярно совершавшихся крейсером в 80-е годы прошлого столетия. В 1887 г. на "Минине" взамен отслуживших огнетрубных котлов рабочие Франко-русского завода установили первые в нашем флоте водотрубные котлы системы Бельвиля.
В октябре 1891 г., во время очередного захода в Брест по пути в Вест-Индию, "Минин" оказался в центре грандиозной демонстрации дружественных чувств французского народа к России. Жители города, моряки и власти сделали 10-дневную стоянку русского корабля в порту праздником. "Это был ряд празднеств... где каждый житель принимал участие и один перед другим щеголял радушием и любезностью", - докладывал об этом командир фрегата капитан 1 ранга А. И. Бирилев, добавляя, что "наши люди вели себя безукоризненно и своим приличным поведением вызвали высшую похвалу..."
В мае 1892 г. завершилось последнее заграничное плавание "Минина", который с тех пор уже не покидал вод Балтики. В 1893-1894 гг. появились предложения снять с корабля громоздкий рангоут и установить более мощную и экономичную паровую машину (8000 л. с.) с тем, чтобы вернуть "Минину" роль быстроходного (16,5 уз) океанского крейсера с увеличенной до 3260 миль дальностью плавания при прежнем запасе угля. Однако эти планы не осуществились, и "Минин" был капитально перестроен в специальный учебный корабль. В 1898 г. на нем установили паровую машину двойного расширения мощностью 4000 л.с. с черноморского парохода "Опыт" (бывшая царская яхта "Ливадия"), парусный рангоут заменили легкими мачтами, оборудовали новые жилые и учебные помещения за счет уменьшения запаса топлива. Из прежней артиллерии в 1900 г. остались лишь четыре 203-мм З0-калиберных орудия на поворотных станках Вавассера да две 64-мм пушки, а остальные при переоборудовании в учебный артиллерийский корабль заменили шестью 152-мм 45-калиберными и шестью 75-мм 50-калиберными орудиями, восемью 47-мм и четырьмя 37-мм одноствольными пушками и четырьмя пулеметами.
Все еще числившийся в классе крейсеров 1 ранга (по классификации 1892 г.) "Минин" в 1906 г. переходит в класс учебных кораблей, а после капитальной перестройки в 1908 г. - в класс минных заградителей, получив в марте 1909 г. новое название "Ладога". Вместо прежней мощной артиллерии он имел теперь лишь четыре 47-мм пушки, но по емкости минных трюмов (1000 мин) превосходил все три остальных вместе взятых заградителя первого состава отряда ("Волга", "Амур", "Енисей"). В октябре того же года "Ладога" вошла в состав сформированного на Балтике отряда заградителей, которому в случае войны ставилась задача до подхода германских дредноутов перекрыть входы в Финский залив. В канун первой мировой войны заградитель вместе с отрядом участвовал под прикрытием линейных кораблей, крейсеров и подводных лодок в успешной постановке в Финском заливе центрального минного заграждения (более 2100 мин), преградившего путь германскому флоту. К тому времени на корабле заменили старые котлы новыми производства Черноморского механического и котельного завода (Николаев), позволявшими с прежней машиной развивать скорость до 12,2 уз; дальность плавания при запасе угля 365 т составляла 1520 миль экономической скоростью. Последнее заграждение (540 мин) "Ладога" выставила в августе 1915 г... Возвращаясь из похода, корабль погиб, подорвавшись на минном заграждении, поставленном германской подводной лодкой у о. Эре вблизи Гангутского полуострова.

Cмотреть всю галерею