Актуальная информация Ларсон у нас.

Артиллерийские корабли Российского Императорского флота

Уже в 70-х годах XIX в. Россия обладала превосходным образцом мощного броненосца водоизмещением около 10 тыс. т («Петр Великий»). Появление столь крупных кораблей в России вызвало стремление восполнить их недостаток в других морских державах, прежде всего в Англии. После постройки «Петра Великого » в ряде стран началось сооружение мощных кораблей, тип которых установился в последнее десятилетие XIX в. Боевой элемент броненосцев включал главную, среднюю и мелкую артиллерию. В состав главной артиллерии входили четыре 305-мм орудия, помещаемые в двух больших башнях, располагавшихся на носу и корме. Среднюю артиллерию составляли шесть, восемь или даже двенадцать 152-мм орудий, расположенных по бортам в казематах или в башнях. Мелкая артиллерия - 37-мм и 47-мм калибра - предназначалась для отражения атак миноносцев.
Построенные в России в последнее десятилетие XIX в. броненосцы имели следующие характеристики. «Наварин» водоизмещением 10 206 т, построенный на Франко-Русском заводе, вошел в строй в 1894 г. Машины 9144 индикаторных сил, скорость 15,8 узлов, броня 305-406 мм, бортовая артиллерия 4 305-мм, 8 152-мм, 18 47-мм, 12 37-мм орудий и 6 минных аппаратов. «Сисой Великий», водоизмещением 10 400 т, построенный на верфях Петербургского порта, вошел в строй в 1896 г. Машины 8496 сил, скорость 16 узлов, броня 203-406 мм, бортовая артиллерия 4 305-мм, 6 152-мм 12 47-мм, 12 37-мм орудий и 6 минных аппаратов. «Петропавловск», водоизмещением 11 354 т, построенный на верфях Петербургского порта, вошел в строй в 1897 г. Машины 11 213 сил, скорость 17 узлов, броня 203 - 406 мм, бортовая артиллерия 4 305-мм, 12 152-мм, 10 47-мм, 28 37-мм орудий, 6 минных аппаратов. Однотипные броненосцы «Полтава» (1897 г.) и «Севастополь» (1898 г.), построенные в Петербургском порту, водоизмещением по 11 960 т. Машины 10 600 сил, скорость 17 узлов, броня 229-389 мм, бортовая артиллерия - 4 305-мм, 12 47-мм, 28 37-мм орудий, 6 минных аппаратов. Аналогичные характеристики имели эскадренные броненосцы «Синоп», «Чесма», «Екатерина II», «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Георгий Победоносец», «Ростислав», построенные в 80-90-е годы XIX в. для Черноморского флота. Поскольку эти корабли предназначались для охраны берегов, конструкторы стремились прежде всего к увеличению их артиллерийской мощи и броневой защиты.
Увеличение скорости хода, усиление мощности машин покупалось ценой ослабления броневой защиты, уменьшения калибра главной артиллерии с 305- до 254-мм и сокращения общего числа орудий.
В начале XX в. было признано необходимым увеличить водоизмещение кораблей и силу двигателей, чтобы обеспечить скорость хода до 18 узлов, а также восстановить мощность главной артиллерии, вооружив корабль 305-мм орудиями.
Из поражений русского флота на Дальнем Востоке сделали выводы все морские державы, и раньше всех Англия. Построенный в 1906 г. английский линейный корабль «Дредноут» имел невиданное водоизмещение- 20 тыс. т, его паровые турбины обладали мощностью в 23-24 тыс. сил и обеспечивали скорость хода 21 узел. Главное же состояло в том, что на корабле было установлено десять 305-мм орудий, расположенных в пяти башнях, и двадцать четыре - 76-мм, расположенных в виде открытых палубных установок. Усилена была и броневая защита (280 мм по бортам, до 150 мм на носу). Фирма «Виккерс» предложила русскому морскому ведомству проект корабля водоизмещением в 23 тыс. т, но Технический комитет не принял его: русские конструкторы самостоятельно спроектировали тип корабля, обладавшего более высокими боевыми качествами, чем «Дредноут ». В 1908 г. под руководством А. Н. Крылова Балтийский завод разработал проект, который и был взят за основу. С 1909 по 1917 г. было построено семь вполне современных судов: четыре - для Балтийского флота и три - для Черноморского (один линкор остался недостроенным).
Новые корабли отличались не только большим водоизмещением, но и типом машин. Это были турбины, позволявшие кораблю развить скорость до 23 узлов. Новостью было введение трехорудийных башен, число которых было доведено до четырех. Линейное расположение башен обеспечивало наиболее выгодное использование всей артиллерии с одного борта. Двухслойная система бронирования и тройное дно обеспечивали высокую живучесть кораблей. «Появление русских линейных кораблей типа «Севастополь», - справедливо пишет контр-адмирал А. И. Балкашин, - действительно сделало переворот в кораблестроении». Морское министерство отметило: «Результат испытаний этих кораблей показал полную подготовленность наших заводов, впервые строивших суда столь значительного водоизмещения и весьма мощные механизмы турбинного типа».
Таким образом, в составе русского флота в ХХв. действовало 23 броненосца и 8 линейных кораблей. На русских заводах построено 13 броненосцев и 7 линейных кораблей (один остался недостроенным). Два броненосца построено за рубежом по русским чертежам