28-08-2009

Необычное судно - "Комета" (проект -342 МЭ)

 

Перед самой Великой Отечественной войной - в 1940 году - курортники, отдыхающие на побережье Черного моря, могли воспользоваться услугами нового необычного судна. Этим судном был глиссер «Экспресс». Построенный по проекту инженера Гартвига в единственном экземпляре, «Экспресс» удивлял скоростью, с которой пассажиры могли перемещаться по глади моря. Однако у замечательного корабля было один существенный недостаток: глиссер с большой скоростью скользил корпусом по поверхности воды, поэтому любое заметное волнение резко снижало удобство пассажиров, а при усилении волны вовсе делало поездку невозможной, поскольку быстрое движение по взволнованному морю было небезопасным.
Закончилась война, и через двенадцать лет на реках появились крылатые суда - «Ракеты» и «Метеоры». Вторые послужили отправной точкой для проекта морских судов на подводных крыльях. Не изменяя традиции, летающие мореходы получили космическое название «Комета». Верфь, строившая суда 342 МЭ, находилась в грузинском городе Поти.
Так же как и у «Метеора», у «Комет» разделен на три пассажирских салона, причем носовой салон полностью остеклен для панорамного обзора. Так же в средней части корпуса устроен навес-тент над переходом через машинное отделение, а на задней -установлен «хвост», делающий судно похожим на самолет.
Однако в отличие от предшественника «Комета» имеет более высокую носовую скулу - это сделано для лучшей мореходности. Кормовая оконечность судна оборудована большой швартовной площадкой - практически второй прогулочной палубой. И, конечно, крыльевая система морского судна отличается от крыльев речных теплоходов: у «Метеора» крыло напоминает букву «V», а у «Кометы» - «W».
«Комета» - не глиссер. Ей не страшны волны, которые были для «Экспресса» непреодолимым препятствием - они просто прокатываются под днищем корабля, со скоростью 65 км/ч летящего над поверхностью моря. В воде остаются лишь плоскости крыльев да пара гребных винтов.
Акватории, по которым ходили «Кометы», относились к Черному морю, озерам Байкал и Онежскому, Финскому заливу, крупным водохранилищам Волги. Ходили Кометы и от порта Владивостока. Для создания популярности нашего крылатого флота за рубежом был организован специальный рейс «Кометы» вокруг Африки. Кинокадры хроники сохранили лица репортёров, осаждавших причалы по пути следования удивительного корабля. После этого похода ряд судов проекта 342 МЭ был продан за рубеж и успешно работал на линиях иностранных государств.