16-02-2011

В Калиниградской области будет построена первая за постсоветское время верфь для строительства рыболовецких судов

Правительство Калининградской области, Росрыболовство, представители компаний-инвесторов, Объединенная судостроительная корпорация (ОДК) и Внешэкономбанк подписали соглашение о создании в самом западном регионе России новой верфи для строительства рыболовных судов.


«Проект знаковый, я лично приложу все силы для того, чтобы он осуществился. У нас категорически нет нового флота, он выбывает быстрее, чем рыбаки покупают подержанные корабли. Нам нужен новый флот. А нужен новый флот - значит, нужны новые верфи», - заявил по этому поводу глава Росрыболовства Андрей Крайний, подчеркнув, что после распада СССР в России не было построено ни одной верфи для рыбопромыслового флота.

По данным Росрыболовства, возраст более половины рыбопромысловых судов под флагом РФ составляет свыше 20 лет. При этом около 60% рыбопромысловых судов России эксплуатируются сверх нормативного срока службы. В то же время российские транспортные и рыбодобывающие компании ежегодно размещают заказы на строительство судов различного назначения на сумму в 1 млрд долларов. Однако заказы отечественным судостроительным предприятиям из этой суммы составляют не более 6%, потому как устаревшие технологии, по которым производятся эти суда, приводят к удорожанию российской конечной продукции на 25-30% по сравнению с зарубежными аналогами.

Поэтому проект строительства судоверфи в Калининградской области рассчитан на то, чтобы привести технологии и стоимости строительства морских рыболовных и вспомогательных судов, а также судостроительных инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами. Стоимость строительства новой верфи составляет около 200 млн евро. Киль первого судна будет заложен на ней в 2013 году, Ежегодно на воду будет спускаться по восемь крупнотоннажных промысловых судов. Их стоимость, по словам гендиректора проектной компании - ЗАО «ВП Финсудпром» - Игоря Шехелева, будет вполне конкурентоспособной. «Суда, производимые в Таиланде, стоят около 23 млн евро. А наши рыбаки закупают старые суда и ремонтируют их, на что тратят порядка 30 млн евро. То есть стоимость нового судна сопоставима с покупкой старого», - говорит инвестор. На уменьшение конечной стоимости калининградских судов для рыболовецких компаний повлияет и субсидирование государством лизинговых платежей. «Это частный проект. Но государство окажет помощь рыбакам, когда они будут заказывать суда по системе лизинга, то есть государство будет субсидировать лизинговые платежи. С таким расчетом, чтобы цена денег стремилась к нулю, не было никакой процентной ставки», - отметил глава Росрыболовства. Свою лепту готовы внести и региональные власти. «Несмотря на то что мы только сейчас будем приступать к созданию верфи, о доступности судов, построенных в области, для рыбаков региона уже нужно думать. Судно окупается лет 10-15, а банки готовы кредитовать максимум на пять-восемь лет. Правительство Калининградской области готово выступить перед банками гарантом для получения рыбаками кредитов с более длинными сроками погашения», - заявил губернатор Калининградской области Николай Цуканов.

Кроме того, стало известно, что в 2011-2012 годах федеральный бюджет направит 1,5 млрд рублей на реконструкцию Калининградского морского рыбного порта. Сопоставимые суммы из того же источника будут вложены в это же время в модернизацию рыбного порта в Мурманске и трех дальневосточных портов.

 

 

Вадим Пономарев, expert.ru